На ежегодной конференции по ретровирусам и оппортунистическим заболеваниям, которая проходит в Бостоне, медики сообщили, что обнаружили ряд долгосрочных эффектов, которые проявляются у людей, выживших после лихорадки Эбола. К таким последствиям относятся боли в суставах, неврологические проблемы и расстройства зрения.
Хотя обычно эта конференция посвящена исследованиям вируса иммунодефицита человека и СПИДа, в этот раз организаторы посвятили особую секцию болезни Эбола в связи с масштабной эпидемией 2014 - 2015 годов. В докладе Юджина Ричардсона из Стенфордского университета были представлены результаты обследования жителей одного из селений в Сьерра-Леоне спустя год после эпидемии. Во время эпидемии в селении было выявлено 34 подтвержденных или вероятных случая лихорадки Эбола. По прошествии года Ричардсон и его коллеги взяли анализ крови у 207 жителей деревни и обнаружили еще у 14 человек антитела, свидетельствовавшие о том, что они были заражены. Двое из них признались, что год назад у них были симптомы лихорадки. Когда ученые спросили их: «Где же вы были, когда в деревне работали медики?», они ответили: «Прятались в кустах». У других 12 человек никаких симптомов не наблюдалось. Возможно, имело место бессимптомное течение болезни, на что следует обращать внимание в будущем, так как такие больные могут служить источником заражения окружающих.
Наличие антител в крове людей, у которых не отмечалось проявлений болезни, наблюдалось и ранее. Как сказал директор Либерийского института медико-биологических исследований Фаторма Болай, во время испытаний двух вакцин у 6,3 % людей, привлеченных к испытания, были выявлены антитела в крови еще до введения вакцина. Все эти люди утверждали, что не помнят, чтобы они когда-то болели лихорадкой Эбола. Аналогичные случаи отмечались 15 лет назад во время вспышки лихорадки Эбола в Габоне.
Жан-Франсуа Этар (Jean-Fran—ois Etard) и его коллеги обследовали в Гвинее 475 человек, перенесших болезнь восемь или более месяцев назад. В ходе осмотра 83 % пациентов указали хотя бы один из симптомов, беспокоящих их до сих пор. Чаще всего называли боль в суставах и мышцах, головные боли, усталость. Осмотр офтальмолога показал нарушения зрения почти у пятой части пациентов, двое детей ослепли из-за развития катаракты. Изучив образцы спермы у 107 мужчин, ученые обнаружили в 6 % образцов следы РНК эболавируса. Рекордный промежуток времени между завершением заболевания и обнаружением РНК вируса в сперме составляет девять месяцев. Независимо исследование, направленное на выявление в сперме вирусной РНК, провел в Гвинее Дауда Сиссоко (Daouda Sissoko). У 26 мужчин образцы были взяты непосредственно в день обнаружения болезни, через 55 дней и через 246 дней (то есть почти восемь месяцев). При втором взятии образцов положительный результат анализа наблюдался у 73 % пациентов, при третьем - у 27 %. У одного человека РНК вируса наблюдались через 334 дня. Третье исследование было проведено в Либерии, где из 97 мужчин у одного вирусная РНК в семени обнаружилась через 18 месяцев после болезни, а у двоих положительные результаты теста появились после предшествующих отрицательных результатов.
Положительные тесты на вирусную РНК не означают, что человек может стать источником заражения. Вполне возможно, что вирус больше не жизнеспособен или присутствует в столь ничтожных количествах, что не представляет угрозы. Тем не менее, передача вируса половым путем от переболевших лихорадкой Эбола и считавшихся полностью свободными от вируса пациентов уже засвидетельствована. Сейчас Всемирная организация здравоохранения призывает мужчин, переболевших лихорадкой Эбола, использовать презервативы в течение по крайней мере 12 месяцев после выздоровления или до получения двух негативных результатов тестов на вирусную РНК в сперме. «Одна передача вируса половым путем может перезапустить цепь передачи», - подчеркивает Жан-Франсуа Этар.
Участникам конференции подробно рассказали о результатах испытаний в Западной Африке одной из вакцин против болезни Эбола. Вакцина ZMapp создана на основе моноклональных антител к трем белкам эболавируса. К клиническим испытаниям в районе, где распространилась эпидемия, удалось приступить сравнительно поздно, когда число случаев уже шло на спад. Изначально планировалось собрать 200 участников, из которых половина образовала бы контрольную группу, получающую стандартное лечение, а половине дополнительно к этому делали бы три инъекции вакцины ZMapp разделенные промежутками в три дня. Однако набрать удалось лишь 72 человека, из которых один в ходе клинических испытаний скрылся, и найти его не удалось. Из оставшихся 71 пациента 21 погиб (37 % в контрольной группе, 22 % среди получавших ZMapp). Хотя доля выживших среди получавших вакцину оказалась выше, из-за слишком малого числа участников не удалось получить статистически значимые результаты.
Как указывается в специальном докладе, опубликованном журналом Science в январе, из всех вакцин против лихорадки Эбола, которые в 2014 - 2015 годах пытались испытывать в Либерии, Гвинее и Сьерра-Леоне, однозначно положительные и статистически достоверные результаты показала только вакцина VSV-EBOV, которую производит фармацевтическая компания Merk Inc. (об истории разработки и испытания данной вакцины можно прочитать в специальном очерке). В прочих случаях, чаще всего, для проведения полномасштабных испытаний не хватило больных.
Источник: polit.ru